Какие бывают периоды детского возраста

Периоды детского возраста - Телепедиатр
Автор:
Инна Шаховская

Довольно часто мы слышим от врачей терминологию, которую не всегда можем правильно интерпретировать и даже понять. Чтобы лучше понимать наших докторов мы приводим в этой статье описание периодов детского возраста, официально принятые медицинским сообществом. Эта информация носит справочный характер, к которой вы всегда можете обратиться в нужный момент.

Шесть периодов детского возраста

Различают шесть периодов детского возраста. Периоды разделяются по принципу особенностей функций и строения организма ребенка. Каждый период объединяет возраст, когда эти особенности более или менее однозначны.

В каждом периоде есть критические моменты, которые важно отслеживать и избегать.

Знание особенностей каждого возрастного периода позволит сохранить здоровье ребенка и создать условия для удовлетворения его жизненных потребностей.

Период внутриутробного развития (антенатальный период)

Этот период длится от момента зачатия до момента рождения. Длительность этого периода в среднем составляет 280 дней или 38-42 недели. В это время происходит чрезвычайно быстрый рост плода. Главной задачей будущей мамы является предупреждение воздействий на плод всех неблагоприятных факторов. Критическими в этот период являются первые 3 месяца, когда происходит закладка и формирование всех органов и систем ребенка.

Период новорожденности

Этот период длится от момента пережатия пуповины до 28-ого дня жизни ребенка и является самым ответственным периодом детского возраста. Первые 7 дней жизни определяются как период ранней адаптации новорожденного — меняются условия жизни: температура, влажность окружающей среды, ребенок переходи на внешнее дыхание — все это заставляет его приспосабливаться к новым условиям жизни. В этот период необходимо создать оптимальные условия для удовлетворения всех жизненных потребностей новорожденного, строго соблюдать нормы гигиены, обучать правилам вскармливания и ухода за ребенком.

Период грудного возраста

Период грудного возраста длится от 29-ого дня жизни до 1 года. В этот период идет активное физическое, нервно-психическое, моторное и интеллектуальное развитие ребенка. Перед родителями встает задача обеспечить ребенка рациональным кормлением, правильным гигиеническим воспитанием, применить необходимые меры для укрепления здоровья ребенка: массаж, закаливание, прогулки, гимнастика. В этот период родителям необходимо многое поменять в собственном поведении на каждодневном уровне, в частности, выработать у себя настороженность к несчастным случаям, закрепить навыки по режиму дня ребенка.

Период преддошкольный

Преддошкольный период длится от 1 года до 3 лет. Этот период характеризуется максимальной двигательной активностью ребенка при минимального контроле со стороны центральной нервной системы (ЦНС). Ребенок познает мир через свои ощущения: он все тянет в рот, пробует на язык, ему незнакомо чувство страха высоты, опасности ожога и пр. В этот период важно уберечь от травм, отравлений, аспирации инородных предметов.

Период дошкольный

Дошкольный период длится от 3 до 7 лет. В это время идет формирование основных черт характера и поведения. Именно в этот период важно привить ребенку гигиенически навыки; воспитать основные нормы и правила поведения; заложить основы полового воспитания; способствовать укреплению здоровья и приучать к ведению здорового образа жизни: массаж, физкультура, прогулки, правильное питание. В это период, конечно же, очень важно подготовить ребенка к поступлению в школу, прежде всего психологически.

Период младшего школьного возраста

Период младшего школьного возраста длится от 7 до 12 лет. В этот период резко меняется образ жизни ребенка в связи с поступлением в школу. Критическим вопросом этого периода является угроза нарушения режима дня, прогулок, питания, чрезмерные нагрузки на нервную систему ребенка. В этот период риск повышенного травматизма все также актуален.

Период старшего школьного возраста

Период старшего школьного возраста длится от 12 до 17-18 лет. В этом возрастном периоде происходит резкая смена работы эндокринных желез (половое созревание). Подросток стремится к самоутверждению. Психологи считают этот период самым трудным в психической жизни человека. В течение такого периода родителям важно свести к минимуму действие вредных факторов на организм подростка. Важно сделать акцент на прививании гигиенических привычек, половом воспитании и развитии эмоционального интеллекта. Значимым является и контроль за физическим развитием подростка. Физическая нагрузка должна быть умеренной, не должна перегружать растущий скелет.= путем нефизиологичных активностей — например, подъем чрезмерных тяжестей нежелателен и может негативно повлиять на рост. Школьные занятия подростка родителям придется дополнять просвещением ребенка о правилах здорового питания, культурных нормах и принципах здорового образа жизни.


Поделиться: