Чувствовали ли вы когда-нибудь, что заслуживаете извинений, и расстраивались, когда их не получали? Приходилось ли вам сталкиваться с трудностями, когда нужно было сказать «прости»?
Подобный опыт показывает, как много могут значить извинения. Важность, которая присуща такому явлению, как извинения, зафиксирована во многих культурах. Некоторые культуры вообще придавали почти сакральное значение тому, как люди извиняются друг перед другом.
Когда взрослый человек чувствует, что с ним поступили неправильно, извинения могут помочь множеством различных путей: они могут сгладить желание отомстить, привести к прощению и помочь лучше понять точку зрения того, кто, возможно, оказался неправ. Также извинения очень часто помогают восстановить пошатнувшееся доверие. Более того, искренние извинения могут иметь и чисто физиологический эффект, снижая кровяное давление, в особенности у тех людей, кто склонен затаивать обиды в конфликтных ситуациях.
Как дети видят и относятся к извинениям? И что думают родители по поводу того, когда нужно побуждать своих малышей к тому, чтобы просить прощения?
Как дети понимают извинения
Ученые считают, что уже в возрасте 4 лет дети способны улавливать эмоциональную подоплеку извинений. Они понимают, что, например, извинениями можно исправить чувства человека, который из-за чего-то расстроился. Дети дошкольного возраста видят тех, кто склонен извиняться, если что-то сделал не так, более предпочтительными и желанными товарищами для общения и кооперации.
В нескольких недавних исследованиях было проанализировано действительное влияние извинений на детей. В одном из таких исследований группа детей в возрасте от 4 до 7 лет получала извинения от других детей, которые не согласились с ними чем-нибудь поделиться. В другой группе были те дети, которые таких извинений не получали. Те испытуемые, кто получал извинения, чувствовали себя лучше и более позитивно смотрели на ребенка напротив, который раскаялся в своем поведении.
В другом исследовании дети подвергались более «стрессовому» событию: человек сбивал башенку из предметов, которую строил ребенок в возрасте от 6 до 7 лет. Часть из этих детей получала извинения, другая часть – нет. В этом случае, произвольные извинения не сильно улучшали чувства ребенка. Тем не менее, извинения всё равно имели определенное воздействие. Дети, перед которыми человек, снесший башенку, извинился, находили этого человека более приятным, по сравнению с теми детьми, которые извинений не получали вообще.
Поделиться: